25 ноября в Камышинке прошел домашний концерт. Домашний — это значит, что зрители и выступающие были одни и те же люди. Одни и те же люди, которых объединяет любовь к традиции и Андрей Сергеевич Кабанов.
Для лаборатории фольклористики это был смелый эксперимент — в общинную жизнь была внесена сцена со своими правилами и законами, сцена, которая формует людей, разделяя их на тех и этих. На сцене все вынуждены превращаться из себя в кого-то большого, которого все слушают, которому внимают.
Было очень интересно смотреть друг на друга. Жанр постоянно трещал и плыл, потому что на сцену проникали те, кто там изначально не планировался, зал пел со сценой, а сцена пела с залом, иногда пространство ужималось до двух метров вокруг свечей, а иногда расширялось до Франции и даже Китая.
Где граница песни, где граница коллектива, где граница мира и человека — вот примерно такие вопросы звучали в выступлениях. Хотя, может и не звучали, может звучали только разные хорошие песни в исполнении разных хороших людей.
Пели и те, кто приобщился к традиции совсем недавно, начал учить свои первые песни, и те, кто поет не один десяток лет, слыхивал и видел всякое. И оказывалось, что между нами нет никакой разницы, потому что мастерство, сколь бы оно ни было важным, это не то единственное, что делает песню. Ее делает человек в своей законченности, когда его видно целиком и это, оказывается, важнее всего остального.
Мы смотрели друга на друга и никто не боялся, все были друг другу рады. А потому все были такие, какие есть — разные и очень большие.
Песни, как и люди, любят, когда вокруг много места, воли и всякой красоты. От этого они раскрываются и начинают звучать, завлекая тех, кто проходил мимо или по какому-то недоразумению не слышал это раньше.
И никто так и не понял, как Андрей Сергеевич умудряется столько лет вращать вокруг себя звуки и людей, ничего специально не делая, не управляя и не заставляя, а только рассказывая одну и ту же историю про тело, которое превращается в музыкальный инструмент, про три принципа пения и про открытое А-а-а. А они приходят и приходят, садятся рядом и опять поют.
В публикации использованы рисунки замечательных Дарьи Свистовой и Алены Игнатовой
Какие вы счастливые! Храни вас Господь!
НравитсяНравится